?

Log in

Barbara · Vinegar


"Плюс один" Гришковца, не рецензия - переживание

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Случилось вчера стать зрителем на спектакле Евгения Гришковца "Плюс один". Спектакле об одиночестве, непонимании – и невозможности быть понятым даже самыми близкими – и попытке всё-таки жить с этим, потому что больше ничего не остаётся. И переплавлять свою боль в творчество.

Повезло. Это был необычный спектакль, это была запись видеоверсии, благодаря чему мы, зрители, смогли увидеть сам процесс творчества. И, не побоюсь этого слова, стать свидетелями переплавления внутренних переживаний в новые монологи.

Это случилось четыре раза – в моменты, когда съёмка прерывалась из-за того, что в зале или на сцене что-то шло не так. Появление внутренней правды, вырвавшейся наружу, - что чувствует человек в этом пространстве с невидимой четвёртой стеной, когда замечает в зале светящийся экран мобильника или слышит его сигнал. Или видит зрителя, севшего, как назло, прямо перед ним, в самый центр первого ряда и уснувшего в момент наивысшей искренности и обнажения, или наоборот – зрителя, чрезмерно активно реагирующего на каждое слово "гуру", так, что тому становится неловко и неуютно.

Это происходит, видимо, на каждом без исключения спектакле, но остаётся внутри – обычно артист не выдаёт в зал своей реакции, чтобы не нарушить иллюзию. Таков закон театра. И только потом, возможно, эти пережитые досада, боль, гнев, превращаются во всё новые монологи для новых спектаклей. Или этого не происходит - не превращаются, и никто никогда о них не узнаёт.

Здесь монологи рождались прямо на глазах, и мы становились первыми, кто их слышит. Большая удача.

Если так было задумано, и это такой режиссёрский ход, эксперимент – намерение открыто реагировать на всё, что приносит во время спектакля дискомфорт, чтобы спровоцировать процесс рождения нового монолога, я ему - этому решению - аплодирую.

Если это случилось спонтанно, всё равно намерение включить эти моменты в виде "допов" к видеоверсии (Евгений озвучил, что диск выйдет в феврале), это мудрое решение.

Это стало идеальным дополнением к основному мессиджу спектакля: "Как бы ты ни старался, ты никогда не найдёшь слов, чтобы быть понятым".

Перед началом записи Евгений Гришковец озвучил несколько просьб к залу. Он несколько раз подчеркнул, что это чрезвычайно важное для него событие, и просил понять это, просил приложить все усилия, чтобы не разрушить то, что ему так дорого.

Просил отключить мобильники - оказался не услышанным.

Просил быть эмпативными соучастниками процесса – кто-то не захотел сотрудничать из вредности, кто-то не придал этой просьбе значения – и невольно оскорбил артиста, кто-то понял её настолько неверно, что перегнул палку, опять же причинив боль.

Я не была в числе тех зрителей-провокаторов, хотя уверена, что именно эти четверо стали полноправными участниками спектакля, проиллюстрировав своими действиями всё то, что хотел донести Гришковец.

Да, они выступили в ролях антагонистов, но у них были роли – и я им немного завидую.

Массовка протагонистов, ведущих себя прилично, заслужила по окончании спектакля лишь "спасибо, свободны".

Хотя, если подумать, - обычно зритель остаётся вправе додумать, довоображать, как важны артисту его аплодисменты, цветы и улыбки, редко удаётся получить вербальную обратную связь, искренюю. В этом случае пережить лёгкую досаду и понять сущность разочарования зрителя, находящегося в плену завышенных ожиданий и собственной значимости. Это мой личный экспириенс ощущения себя тем самым "плюс один", и это – тоже дорогого стоит.

Current Location:
Russian Federation, Москва
Current Mood:
contemplative contemplative
* * *
* * *
[User Picture]
On December 9th, 2012 04:18 pm (UTC), barbariski_na commented:
Понравилось - не совсем то слово :) Это было правильно, и я не зря там оказалась - однозначно.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry